Блог

Главная » 2017 » Декабрь » 12 » Формирование читательской грамотности. Из опыта работы
15:11

Формирование читательской грамотности. Из опыта работы

Формирование читательской грамотности. Из опыта работы

    Формирование читательской грамотности – важнейшее направление современного образования. Ведь навык смыслового чтения является ведущим познавательным универсальным учебным действием, который используется ребёнком при изучении любого предмета на протяжении всего периода обучения. Невозможно выполнить задание, не поняв в полной мере условие, нельзя дать развёрнутый ответ на вопрос, не владея в полной мере терминологией или не понимая значения некоторых слов из текста.
     В виду этого развитие читательской грамотности является базовым и ведущим направлением образовательного процесса. Конечно, в первую очередь ответственны за это направление учителя русского языка и литературы, истории и обществознания и преподаватели других гуманитарных дисциплин, так как именно на этих предметах обучающийся чаще всего сталкивается с текстами разных стилей и жанров: научными, художественными, публицистическими. При работе с текстом указа на уроке истории ребёнок видит перед собой официально-деловой стиль, анализируя на уроке литературы речь героя художественного произведения, ученик чаще всего имеет дело с разговорным стилем. 
     Работа с несплошными текстами – графиками, таблицами, картами, иллюстрациями – ожидает ребёнка на каждом изучаемом в школе предмете, и конечно, если навык работы с текстами данного вида не сформирован у ученика в школьные годы, то в жизни его будут ожидать большие трудности, ведь, изучая схему метро, читая афишу концерта, анализируя информацию турнирной таблицы какого-либо соревнования, мы имеем дело как раз с несплошными текстами, читать которые, конечно, необходимо уметь.
     В связи с этим я как словесник работе с текстом на уроках русского языка и литературы уделяю первостепенное значение. В данном эссе мне хочется изложить собственный взгляд на этот вопрос. Разумеется, все, о чем будет идти речь ниже не ново и давно описано в психологии и педагогике, например, в трудах Л.С. Выготского, В.Г. Маранцмана.
     Первый принцип, которым представляется разумным руководствоваться при развитии читательской грамотности – идти от формы к содержанию, где форма – это использованная лексика, историко-культурный подтекст, фактологическая информация, а содержание – это идейное наполнение текста, неявно заданная информация. Нельзя при первом знакомстве с текстом сразу переходить к его анализу, так как велик риск неверной трактовки основной мысли, ее искажения; для начала необходимо выяснить значение непонятных слов, познакомиться с исторической ситуацией, в которой был написан текст, определить значение используемых в тексте аллюзий и реминисценций, выявить первичное восприятие информации текста, определить о чем говорится в тексте, то есть определить его тему, кто главные герои текста, если текст художественный и т.д.
     Вторым принципом я считаю важным определить функциональный стиль предложенного текста, ведь, как известно, функциональность языковых стилей во многом определяется речевой ситуацией, в понятие которой входит в том числе и задача речи в данный момент времени. Следовательно, очень важно выявить речевую задачу текста, ведь это поможет определить основные лексические средства выразительности, используемые в нем. Например, в тексте художественного стиля обучающийся будет иметь дело с лексикой в переносном значении, научного – с терминологической, публицистического – с экспрессивной, иногда стилистически сниженной, со стилистическими фигурами: риторическими восклицаниями, иронией, анафорой, инверсией и другими. 
После определения функционального стиля важным представляется поиск средств выразительности или ее усиления, выявление лексических особенностей. При этом важно не просто выделить основные лексические средства, но и определить их роль, то есть то, с какой целью использован тот или иной приём, для чего М.Ю. Лермонтов использует сравнение «французы двинулись, как тучи». Все это поможет натолкнуть читателя на основную мысль. Важным в этом смысле представляется и определение средств интонации, выявление логических пауз, ударений, однако эту работу нужно проводить на последнем этапе работы с текстом, так как, на мой взгляд, правильно прочитать текст, передать голосом собственное и авторское отношение к изображаемому можно только после полного понимания смысла прочитанного. 
Организованная подобным образом работа с текстом, на мой взгляд, несомненно приведёт к верному пониманию идеи текста, его замысла, а это является основной целью, которую ставит учитель при комплексной работе с любым текстом.

 

Просмотров: 931 | Добавил: dragunkinvitaliy | Теги: Формирование читательской грамотнос | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar