Блог

Главная » 2015 » Февраль » 23 » Какое задание ОГЭ по русскому легче: 15.1., 15.2. или 15.3?
21:17

Какое задание ОГЭ по русскому легче: 15.1., 15.2. или 15.3?

С 2014 - 2015 учебного года в часть 3 экзаменационной работы, связанной с написанием сочинения, добавлена возможность выбора формата сочинения. Учащиеся теперь могут выбрать одно из трех заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. В связи с этим возникает вопрос: какое задание легче? Что выбрать? Рассмотрим подробнее каждое из заданий.

Формулировка задания 15.1:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни  и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».  Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Прочитанный текст мог быть примерно таким (открыть в новом окне)

Именно такой была формулировка задания части 3 последние несколько лет. Смысл предложенного высказывания необходимо раскрыть, приводя аргументы и примеры из прочитанного ранее текста. А это было сделать не так просто, так как, во-первых, нужно очень хорошо владеть теоретическим материалом, так как цитаты, помещенные в задании, зачастую были наполнены лингвистическими терминами. Во-вторых, нужно уметь анализировать прочитанный текст и обращать внимание на интересные языковые явления, что для девятиклассника представляло особую сложность. Такой текст часто получался очень техническим, мало напоминающим обычное сочинение. Вот пример сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по заданию 15.1.:

 

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так. Нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Приведу примеры из текста.

Чтобы передать, что чувствовали дети, державшиеся близко друг к другу, автор использует разговорное слово «жмутся» (предложение 2).

А для определения состояния бедной матери, у которой отняли самое дорогое, письмо погибшего сына, в предложении 52 писатель употребляет  градацию: «Он угас, умер, погиб…» Эта стилистическая фигура усиливает смысловое и эмоциональное значение того, что чувствовала пожилая женщина.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».(126 слов)

Чтобы успешно написать сочинение на лингвистическую тему (15.1), школьники должны хорошо знать языковые средства выразительности, разбираться в них, уметь определять их роль в тексте, а это довольно трудная задача Учитывая вышесказанное и невысокие результаты школьников за предыдущие года сдачи ГИА по русскому языку, в экзаменационную работу добавлены два альтернативных задания ОГЭ: 15.2. и 15.3.

Формулировка задания 15.2:

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование


Данное сочинение более напоминает привычные школьникам развернутые письменные ответы на вопрос, мастерство в написании которых ученики отрабатывали, например, на уроках литературы. Поэтому задание 15.2. представляется несколько легче предыдущего. Вот так может выглядеть сочинение ОГЭ в формате задания 15.2 по прочитанному тексту:

 
Смысл финала текста я понимаю так: для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой. Приведем примеры из текста Б.Васильева, подтверждающие это.

Во-первых, в предложении № 17  письма называются "бесценными". Данный эпитет употребляется вместе со словом "листочками", имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых "листочков" для пожилой женщины.

Во-вторых, в предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой, где люди обычно хранят самое ценное ("Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души"). С помощью данной метафоры Васильев показывает ту значимость, которую имели письма для старушки.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души. (149 слов)

Формулировка задания 15.3:

Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте  и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами  определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. 

Данная формулировка отдаленно напоминает формулировку задания ЕГЭ по русскому языку части 2, в которой требуется написать сочинение-рассуждение, и, на мой взгляд, значительно облегчает выпускникам задачу в написании сочинения. Вторым аргументом разрешено использовать факты из жизненного опыта. Ну чего проще? Вот как может выглядеть сочинение в формате задания 15.3. по прочитанному тексту:

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла». 

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с  детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

Учитывая все вышесказанное, задания 15.2. и 15.3. выглядят несколько проще на фоне запутанного задания 15.1. Вот из и выбирайте! Многих ошибок, связанных с незнанием лингвистических терминов и явлений, я уверен, удастся избежать!
Дополнительно читайте:
Как писать сочинение 15.1 ОГЭ по русскому языку
Как писать сочинение 15.2 ОГЭ по русскому языку
Как писать сочинение 15.3 ОГЭ по русскому языку

 
Вот и все! Успехов на экзамене!
 
Поделитесь данным материалом с друзьями на страничке в социальных сетях:
 
Просмотров: 17644 | Добавил: dragunkinvitaliy | Теги: 15.2, сочинение-рассуждение ОГЭ, сочинение ОГЭ, Сочинение 15.1, 15.3 | Рейтинг: 4.0/6
Всего комментариев: 0
avatar