Блог

Главная » 2015 » Январь » 31 » Размышления на тему "Инновации в образовании, или какой должна быть современная школа?"
18:39

Размышления на тему "Инновации в образовании, или какой должна быть современная школа?"

Данная статья была написана несколько лет назад для сборника эссе молодых специалистов "Молодой учитель для новой школы". Наткнувшись на нее спустя эти несколько лет, понимаю, что мысли, высказанные здесь, до сих пор актуальны. Человеку, не работающему в образовании, они могут показаться непопулярными, однако люди, ответственные за будущее нашей страны (= учителя), .наверное, все-таки с некоторыми из них согласятся. Разумеется, все нами написанное несколько лет назад при перечитывании кажется детскими шалостями, поэтому публикую эссе в несколько переработанном виде.
Все, что включает в себя понятие "современная школа" в наше время устаревает так же быстро, как мобильные телефоны или компьютерные технологии. Три года назад я писал о том, как же тяжело современному учителю вести два журнала одновременно: электронный и бумажный. Прошло время, данной проблемы уже нет, так как Москва и другие крупные города постепенно переходят только на электронный вариант. Функциональность его и стабильность работы пока оставляют желать лучшего, но тенденция к улучшению уже намечается. Три года назад писал о том, что так мы дойдем и до ноутбуков вместо тетрадей и ручек, а совсем недавно в СМИ появилась информация о том, что Финляндия полностью перешла на электронные планшеты в образовании, сохранив в начальной школе несколько уроков чистописания в неделю. Технологии заполонили школу. Образовательный и профессиональный стандарты предъявляют высокие требования к современным детям и педагогам. Такие высокие, что многие педагоги попросту не успевают адаптироваться к новым условиям, а некоторые и нужным не считают. Одно можно сказать наверняка: образование должно модернизироваться, преподавать в современной школе нужно по-современному.  Вот только каждый по-разному понимает слова "модернизация" и "по-современному".
Абитуриент, задумавшийся об учительском поприще, поступающий в педагогический вуз, идеалист, стремящийся сделать мир лучше, отучившись пять, а то и шесть лет в университете, придя работать в школу, даже ту самую, в которой учился, не сразу узнает то место, где он оказался. Интерактивные доски, электронные журналы и дневники, новые предметы со странными названиями в расписании, оборудованные по последнему слову техники компьютерные классы, макинтоши на столах первоклассников. Где всё это было пять лет назад? Безусловно, материальное оснащение школ должно идти в ногу со временем. А может  быть, даже опережать его. Нелепо в XXI веке выглядят, скажем, перфокарты на столах у учеников. Или старые диафильмы, спроецированные на современные подвесные экраны. «У современных детей «клиповое» мышление, - слышит студент от методиста в вузе. – Они привыкли получать информацию в виде картинок с интернет-страниц! У них очень развита зрительная память! Вы должны уметь применять инновационные технологии!». Однако, литератор, придя на урок в новый класс, вдруг с ужасом обнаруживает, что современные дети совершенно разучились говорить! Они не умеют высказать свое мнение и грамотно его аргументировать! Историк, осознает, что нужную информацию дети разучились получать из книг и архивов! Учитель русского языка понимает, что сочинение по картине ученики писать не умеют, так как речь современных детей недостаточно для этого развита. Не слишком ли сильно изменилась школа за последние пять лет?
Классный руководитель, заполнив электронный журнал, дублирует свои записи в журнал обыкновенный или блокнот, тратя на это добрые полчаса своего времени, так как электронные системы (по крайне мере в Москве) работают весьма не стабильно.  Заглянув в электронный дневник, ученики все реже и реже заполняют дневники бумажные. «Зачем писать дважды?», - задают они безапелляционный вопрос.  Нужный текст к уроку литературы проще распечатать с интернета, чем сходить в библиотеку и взять книгу. Да и вообще, зачем брать книгу на урок литературы, если для этого есть приложение в смартфоне или планшете? Необходимые арифметические действия на уроке математики легче произвести на калькуляторе, чем разделить или умножить в столбик. Реферат к уроку гораздо проще распечатать из всемирной паутины, нежели аккуратно написать от руки, выписав из источника лишь самое главное. Так ведь недалеко и до ноутбуков вместо тетрадей и ручек! А как же навык письменной речи? Все помнят о том, что навык письма связан с мелкой моторикой, а также с памятью и образным мышлением? А никто не забыл, что компьютер негативно влияет на зрение? Здесь уже и не стоит говорить о многочисленных интернет-сайтах с готовым домашним заданием ко всем учебникам школьной программы. Объяснить такого рода инновации можно было бы сокращением бумагооборота и повышением эффективности образовательного процесса. Но здесь пока можно большой риторический знак вопроса, особенно людям, связанным с образовательным процессом. Современная школа – школа противоречий.
С одной стороны, детям легче получать образование, пользуясь понятными и доступными им ресурсами, но не стоит забывать и о фундаментальных навыках, которыми должен обладать человек. Личность, умеющая размышлять, грамотно говорить и писать, аргументировать свои мысли и выражать их - всегда в цене. Всегда в цене личность, богатая нравственно и духовно. Не далек день, когда на смену старым потрепанным книгам, учебникам в школе появятся электронные. Эта тема уже сегодня активно обсуждается в Министерстве. Да и опыт передовых школ уже имеется. Да и в Стандартах это прописано. Появятся. Да, в чем-то это удобно, ученикам не придется носить в портфелях несколько учебников, все будет собрано в одном небольшом устройстве. В любой момент такая книга всегда под рукой, для того, чтобы перейти на нужную страницу, стоит только нажать кнопку. Одним словом, удобно… Однако какой огромный пласт духовной культуры навсегда исчезнет из школьных стен с введением такой новинки! Запах типографской бумаги и шелест страниц, слабые карандашные пометки на полях, закладки, отмечающие важные фрагменты, ощущение причастности к чему-то сокровенному… Книга как культурная ценность навсегда уйдет в прошлое, если ее начнут воспринимать средством хранения информации. Все новое, конечно, уводит нас в будущее, но вместе с тем и отдаляет от прошлого. На уроках литературы, читая письма Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину, мы плакали. Мы знали, что такое "письмо". Мы понимали, что человек вкладывал в письмо. Мы знали, каково это - ждать письма. Мы постепенно отдаляемся от истории,  традиций, корней. А без этого не сможет существовать даже самое прогрессивно развитое общество.
Надежный фундамент школы будущего – это, на мой взгляд, классическое образование. Методика, формировавшаяся десятилетиями, многочисленным драгоценным опытом великих учителей XX века (Тушинским А.Д., Макаренко А.С., Сухомлинским В.А., Шацким С.Т., Выготским Л.С.) ни в коем случае не должна кануть в Лету, напротив, подкрепившись современными технологиями, должна обогатить российское образование. Сохранить наследие классической педагогики – гуманистический подход, развитие духовных качеств личности как принцип, трудовое воспитание, идею неразрывной связи нравственного воспитания с трудовым и эстетическим – вот задача современной школы. Приумножить все это – задача школы будущего. Не стоит забывать слова о том, что все новое - это хорошо забытое старое. С удивлением для себя узнал, что их когда-то произнесла портниха французской королевы Марии-Антуанетты. Однажды она, слегка подновив старое платье королевы, предложила его ей, и та с удовольствием его приняла. «Новое — это хорошо забытое старое» , — прокомментировала этот случай портниха. Сколько удивительных вещей мы можем упустить, не проявляя интереса к отечественной и мировой истории.
Школа XX века имеет еще одно явное преимущество. Это, на мой взгляд, идеологическое воспитание. Именно оно в свое время являлось стержнем системы образования и системы в целом. С первых лет обучения у ребенка формировалось четкое представление о том, «что такое хорошо, и что такое  плохо». И это представление с годами только крепло, так как ученик находил подтверждение этому в учебниках литературы, истории, географии, на страницах детских художественных произведений и в телевизионных экранах. Детские киностудии, редакции газет и журналов, писатели, театральные актеры – все словно работали в одном ключе, одном направлении. Безусловно, такую общественную модель в XXI веке реализовать практически невозможно, так как современное общество стремится к информатизации и открытости. Это и не нужно, однако и перед новым поколением необходимо ставить конкретные задачи. Оснащение школы по последнему слову техники не должно быть самоцелью для местных и федеральных чиновников. Государственный заказ и в наше время должен быть очень четко сформулирован.
Именно отсутствие конкретных, практико-ориентированных задач перед современным школьником и порождает существующие противоречия во всей системе в целом.  Новые образовательные программы, инновационные технологии, методы преподавания должны существовать не сами по себе, а в контексте одной общей национальной идеи. Которой и должно стать уважение к историческому и культурному наследию нашей страны, воспитание личности разносторонней, способной к самосовершенствованию и самоанализу. В этом отношении можно возложить надежды на современные ФГОС, о которых сейчас так много говорят. Стандарты нужны. Нужна и единая трактовка их. Будет печально, если через 50 - 100 лет мы обнаружим, что большая часть идей ФГОС осталась на бумаге.
Новые времена требуют новых  решений, однако выпускник, избравший сегодня нелегкую стезю учительского дела, приходя в школу, прежде всего, должен быть носителем традиций русского народа, культуры, быта, а уже затем – новатором. Человек, не подкованный народным, эмпирическим опытом, вряд ли убедительно сможет передать знания будущему поколению. Молодой педагог в наше время приходит в школу переходного периода, школу, когда новые образовательные принципы и стандарты только формируются и шлифуются, а старые постепенно забываются, поэтому на плечи молодого учителя ложится огромная ответственность не только за своих выпускников, но и за будущее всей отечественной системы образования.


 

 
Просмотров: 2695 | Добавил: dragunkinvitaliy | Теги: Инновации в образовании, отмена бумажных журналов, новая школа, к чему идет школа | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar