Блог

Главная » 2018 » Август » 24 » Школа не заканчивается никогда
13:55

Школа не заканчивается никогда


Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться.

Сенека

Ценность образования в наше время, без сомнения, возрастает. Многие стремятся успешно окончить школу, поступить в престижный вуз, стать дипломированными специалистами. К сожалению, часто ученики и студенты во время обучения стремятся получить не практические навыки, а аттестат или диплом с отличием. То есть акценты от приобретения навыков в их сознании смещаются в сторону накопления знаний, подтверждением которых является отметки в дневнике или зачетной книжке и впоследствии документ об образовании. Безусловно, на этапе выбора профессии аттестат или красный диплом положительно охарактеризуют любого выпускника, однако полученные даже в самом престижном вузе знания не так красноречиво расскажут о выпускнике, как его умения и навыки: умение искать информацию, планировать деятельность, ставить к ней цель, формулировать задачи, взаимодействовать с окружающими, готовить публичное выступление и выступать, работать на компьютере и другие.

Все эти навыки в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения названы метапредметными (мета- с греч. μετά- «между, после, через»). Часто их называют межпредметными, но, с моей точки зрения, эти понятия следует разделять. Метапредметные – это, скорее, «надпредметные» знания, то есть те навыки и способности, которые пригодятся учащемуся в любой деятельности, например умение правильно читать графики, таблицы и диаграммы. В то время как межпредметные – это навыки применения имеющихся фундаментальных знаний из одной области к области другой, как, предположим, навык анализа картины, развиваемый на уроках изобразительного искусства, применяется на уроках русского языка во время отработки написания сочинений. Тенденция современного образования такова, что наряду с предметными знаниями у учащихся формируются и метапредметные. Конечно же, это отражение реалий нашего времени и потребностей общества.

Еще в V веке до нашей эры философ Сократ сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». Если так говорил о себе древнегреческий ученый, то что можем сказать о своих знаниях мы, живущие в XXI веке, учитывая накопленные за двадцать с лишним веков человеческие опыт и знания? Конечно же, наши познания сейчас гораздо шире, чем раньше. Однако в наш стремительно развивающийся и меняющийся век значительно более важным, чем собственно знания, становится умение применить изученное в нестандартных ситуациях, подстроиться, изменить свой образ мыслей, найти нужную информацию в сжатые сроки. Все это метапредметные способности, и за ними, на мой взгляд, будущее.

Когда начинают формироваться такие навыки? Заканчивается ли их формирование с получением документа об образовании? Чему должна научить школа, чтобы это пригодилось в дальнейшем? Какова роль теоретических и практических навыков, полученных в школе? Об этом и пойдет речь ниже.

Разумеется, обучение человека начинается с пеленок, многое закладывается в семье, корректируется и дополняется в средней школе, углубляется в вузе, оттачивается на работе и в жизни. Иными словами, не заканчивается никогда. Думаю, ни для кого не секрет, что основные навыки, которые ребенку пригодятся в жизни, формируются именно в школьный период, в возрасте, наиболее чувствительном для развития: навык межличностного взаимодействия, навык планирования деятельности, самооценки личности. В школе ребенок учится писать, читать, получает первичные предметные знания. Все это формируется в школе, но заканчивается ли с получением аттестата зрелости?

Замечательно на эту тему высказался русский поэт К. Симонов: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным». В своей статье мне хочется вспомнить цитаты великих людей на тему обучения, людей, добившихся в жизни многого именно благодаря своему умению учиться. Учиться вечно, непрерывно.

Общественный деятель рубежа XIX-XX веков А.В. Луначарский писал: «Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать». По его мнению, школа должна научить человека учиться, самостоятельно добывать знания и самосовершенствоваться. В унисон Луначарскому высказался и великий прозаик XX века М. Булгаков: "Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам". В своих высказываниях авторы отмечали важность самообразования и непрерывность процесса обучения на протяжении всей человеческой жизни. "Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию", - писал Я.А. Коменский, основатель классно-урочной системы, используемой в отечественной педагогике до сих пор.

Нельзя не вспомнить и слова известного английского педагога Д. Локка, который отметил, что «чтение само по себе лишь дает материал для знания, но именно процесс размышления дает нам возможность усвоить эти знания». В отечественной педагогике важность умственного труда отмечал К. Ушинский, он писал: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета...». Педагоги понимали, что в связи со стремительным, а, порой, и хаотичным развитием общества гораздо более востребованными становятся не монументальные предметные знания людей, а их умения использовать имеющиеся навыки в меняющихся условиях, готовность к непрерывному обучению.

Рассуждая об этом, лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн говорил: «Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться». Великий ученый отмечал важность самостоятельной добычи знаний обучающимся. А это возможно только при условии сформированной у ученика мотивации и развитого умения искать информацию. Задача педагога в таком случае – научить ребенка учиться, «подключить» его к процессу обучения, сделать его своим союзником.

Действительно, внутренняя мотивация ученика – это хорошее подспорье учителю. Наверное, с этим согласится каждый педагог, ведь, имея даже небольшой опыт преподавания, он знает, что если со стороны ученика нет заинтересованности в учебном предмете, то учитель сможет его научить очень и очень малому. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться», - писал в статье «О воспитании» выдающийся педагог XX века В.А. Сухомлинский.

Обучаясь на протяжении всей жизни, человек, конечно же, совершает множество ошибок. Их важность не раз отмечалась известными людьми. «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться - бойтесь повторять ошибки», - произнес однажды известный американский политик Т. Рузвельт.

Подбирая цитаты, я обнаружил удивительное сходство мыслей ученых, философов, поэтов, живших в совершенно разное время, в совершенно разных частях света. Многоголосие мудрых людей сливается в одной ноте, в мысли, лаконично выраженной немецким писателем И.В. Гёте: «Никто по-настоящему никогда не перестаёт учиться». Школа для человека не заканчивается никогда, не укладывается в рамки среднего или высшего образования. Современная средняя школа – это один из этапов формирования важных метапредметных навыков, которые станут для учащегося надежной опорой в самообразовании.

Просмотров: 133 | Добавил: dragunkinvitaliy | Теги: школа не заканчивается никогда, Статья о современной школе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar