Главная » Публикации » Русский язык » Теория заданий ЕГЭ

Задание 22. ЕГЭ по русскому языку. Смысловая и композиционная целостность текста

Смысловая и композиционная целостность текста


Скачать материал

 


Формулировка задания:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Вид земли без травы производит удручающее зрелище.
2) Вдали от видных мест траву можно и не беречь.
3) Человек—единственный зелёный росточек, о котором стоит переживать.
4) Воздух и трава —это то, чем нужно дорожить.
5) Антифриз вызывает ожог почвы
. 

(1)Сушествует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.
(4)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (5)Мы привыкли, что мир — зелёный. (6)Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи. (7)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте.
(13)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (14)Антифриз растёкся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (15)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно. (16)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом плешина снова затянулась травой.
(17)Под окном, конечно, заметно. (18)Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (19)Но ведь это под собственным окном! (20)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (21)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (22)Жалко ли её? (23 )Подумаешь, высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка! (24)Трава. (25)Трава она и есть трава. (26)Её много. (27)Она везде. (28)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (29)Разве что вот в пустыне её поменьше. (30)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище!
(32)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу. (В. Солоухин*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) — русский советский поэт и писатель, публицист.

 


Что нужно знать:

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку проверяет навыки внимательного, вдумчивого чтения текстов. Подготовиться к выполнению заданий такого типа нельзя. Но можно запомнить, на что обратить особое внимание.
 

Алгоритм выполнения задания 22:

1) Прочитайте внимательно задание.
Четко определите, что требуется найти: информацию, которая СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста или НЕ СООТВЕТСТВУЕТ. Часто бывает, что учащиеся ищут противоположные ответы. Используйте условные обозначения, которые вы будете ставить напротив каждого утверждения, например, если соответствует - ставьте "+" напротив каждого утверждения, если не соответствует - ставьте "-".

2) Внимательно прочитайте текст.
Подчеркните ключевые слова в каждом абзаце. Попробуйте по ключевым словам восстановить содержание всего текста и пересказать его сжато, у вас это получится, если вы правильно подчеркнули ключевые слова. Если пересказать текст трудно, подумайте, не упустили ли вы какие-нибудь важные слова?
В качестве примера мы подчеркнули и выделили все ключевые слова в предыдущем абзаце. Проверьте, легко ли пересказывается содержание данного абзаца?

3) Проверьте достоверность каждого тезиса.
Найдите те предложения, в которых подтверждается или опровергается предложенное в задании утверждение. Не торопитесь. Рассматривайте каждое утверждение отдельно.

4) Проверьте фактические ошибки в предложенных утверждениях.
Иногда в предложениях нарочно допускают незначительные, "незаметные” ошибки. Например, неправильно указывают имя героя или инициалы, время, место события. Также могут быть изменены действия героев, последовательность их поступков, причинно-следственная связь. Нужно обращать внимание на детали.

5) Обратите внимание на количество ответов.
Их может быть от 2 до 5. Обычно не бывает более 3-х ответов, но нужно всегда проявлять бдительность.

А теперь попробуйте применить данные рекомендации, чтобы выполнить задание, приведенное на данной странице в качестве образца.
Если вы выполнили все пункты данного алгоритма, то сможете ответить правильно.

Комментарий.
1) Вид земли без травы производит удручающее зрелище. − Предложения 30-31.
2) Вдали от видных мест траву можно и не беречь. - противоречит содержанию текста.
3) Человек—единственный зелёный росточек, о котором стоит переживать. - противоречит содержанию текста.
4) Воздух и трава —это то, чем нужно дорожить. − Общий смысл текста.
5) Антифриз вызывает ожог почвы − Предложение №14.
Ответ: 145

 

 

Перейти к выполнению тренировочных упражнений по заданию 16 

 

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

 

 

Категория: Теория заданий ЕГЭ | Добавил: dragunkinvitaliy (20.02.2018)
Просмотров: 1155 | Теги: смысловая и композиционная целостно, какие высказывания соответствуют со, Задание 21 ЕГЭ по русскому языку, как делать задание 21
Всего комментариев: 0
avatar