Главная » Публикации » Русский язык » Теория заданий ЕГЭ

Задание 24. Средства связи предложений в тексте

Средства связи предложений в тексте


Скачать материал

 

Формулировка задания:

Среди предложений 9−16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал — мы решили, что это разбойники-грабители. (11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. 

Правильный ответ: 16.

Комментарий: Местоимение ЕГО в предложении № 16 является притяжательным, а не личным, так как связано с существительным "лицо" и отвечает на вопрос притяжательных местоимений чье? Личные местоимения в свою очередь отвечают только на вопросы косвенных падежей. Слово ЕГО употребляется вместо слова старичок из предыдущего предложения.

 


Что нужно знать:

Задание 24 ЕГЭ по русскому языку проверяет умение видеть организацию текста и средства связи предложений в нем. Данные навыки проверяются у учащихся в заданиях № 2 и № 24, поэтому необходимый минимум теоретического материала уже выкладывался на сайт, однако для выполнения задания 24 этого не достаточно.

Для того чтобы выполнить задание 24 нужно знать:

Что такое текст?

Текст - это группа предложений, связанных между собой темой, основной мыслью, последовательностью изложения, принадлежностью к определенному стилю.
Не любая группа предложений будет текстом, а только при соблюдении перечисленных выше условий.
Тема - это, то, о чем говорится в тексте.
Основная мысль (идея) - это то, что хотел сказать автор, цель написания текста.

Итак, перед вами пример текста, предложения которого для удобства пронумерованы:

(1) Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. (2) Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. (3) И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждый отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. (4) В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. (5) Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. 

Докажем, что перед нами текст.
Все предложения объединены:

  • одной темой: Причины событий и явлений;
  • основной мыслью: Истинные причины происходящих событий глубоки и, как правило, скрыты от поверхностного взгляда, нужно вникнуть в саму суть условий, при которых возникло явление, чтобы понять его настоящие причины.
  • стилем: Данный текст принадлежит к разговорному стилю.
  • последовательностью, но об этом поговорим далее.

Данное и новое в предложении

Для того чтобы наглядно продемонстрировать, как предложения связаны между собой в тексте, поговорим о данном и новом.
ДАННОЕ - это та информация, факт, лицо, о которых говорилось в предыдущих предложениях. Данного не может быть в первом предложении текста.
НОВОЕ - это новая информация в предложении, о которой раньше не говорилось. Первое предложение текста будет содержать только новую информацию.

Проиллюстрируем это на примере простого и сложного текстов, данное выделим зеленым цветом, а новое - красным, комментарии - синим.

Наступила зима. [новое] Она пришла [данное] как всегда внезапно. [новое].Закружила, завертела, завьюжила [данное, т.к. уже говорилось, что зима наступила] все вокруг. [новое]

ИЛИ

(1) Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. НОВАЯ информация. (2) Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. НОВОЕ первого предложения - ПРИЧИНЫ - стало ДАННЫМ второго, НОВАЯ информация - потребность понимать вложена в душу человека. (3) И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждый отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. 

При чем здесь ДАННОЕ и НОВОЕ, спросите вы? А при том, что средства связи, которые требуется найти в задании 24, всегда располагается на месте ДАННОГО.
Самое время поговорить о средствах связи предложений в тексте.

 

Лексические средства связи

Виды лексических средств

Примеры

Лексический повтор – повторение одного и того же слова

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

Однокоренные слова

Конечно, такой мастер знал себе   цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком.  Уважение к более способному и   опытному - первый признак талантливости.  (В.Белов)

Синонимы

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

Антонимы

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

Описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

 

Грамматические средства связи

Виды грамматических средств

Примеры

Личные местоимения и притяжательные местоимения

1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.
2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).
3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

Указательные местоимения (такой, тот, этот)

1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев).
2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

Местоимённые наречия (там, так,  тогда и  др.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

Союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же  говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

Частицы

Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?

Вводные  слова и конструкции

(одним словом, итак, во-первых и др.)

 

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён Людовика XV  было  в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над  нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)


Перейти к выполнению тренировочных упражнений по заданию 16 

 

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

 

 

Категория: Теория заданий ЕГЭ | Добавил: dragunkinvitaliy (21.02.2018)
Просмотров: 1863 | Теги: средства связи предложений в тексте, Задание 24 ЕГЭ по русскому языку, данное и новое в предложениях, лексические средства связи предложе
Всего комментариев: 0
avatar