Главная » Публикации » Русский язык » Теория заданий ЕГЭ

Задание 2. ЕГЭ по русскому языку. Средства связи предложений в тексте

Средства связи предложений в тексте


Скачать материал

 

Формулировка задания:

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Согласно на­блю­де­ни­ям со­вре­мен­ных ис­сле­до­ва­те­лей у человека, по­лу­ча­ю­ще­го ос­нов­ную ин­фор­ма­цию в Сети, ме­ня­ет­ся «природа» чтения. (2)Раз­ви­ва­ют­ся на­вы­ки поверхностного, ска­ни­ру­ю­ще­го чтения, а остав­ший­ся без упо­треб­ле­ния навык вни­ма­тель­но­го чте­ния длин­но­го тек­ста исчезает, как любая способность, ко­то­рую не тренируют. (3)<...> сознание, при­вык­шее ра­бо­тать с мел­ки­ми ку­соч­ка­ми и от­дель­ны­ми фрагментами, не свя­зан­ны­ми между собой, плохо справ­ля­ет­ся с боль­ши­ми текстами, тре­бу­ю­щи­ми вре­ме­ни и внимания.
 

Правильный ответ: вследствие этого <ИЛИ> поэтому

Комментарий:

Слово «следовательно» и ему подобные не подходят, так как после них нужно было бы поставить запятую, это вводные слова, являющиеся выводом из цепочки доказательного ряда. От нас требуется подобрать подчинительный союз.

Союз «вследствие этого» можно заменить «поэтому».


 

 

 

Что нужно знать:

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и   грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов  зависят от других слов, находящихся  в соседнем  предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2) однокоренные слова

Конечно, такой мастер знал себе   цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком.  Уважение к более способному и   опытному - первый признак талантливости.  (В.Белов)

2) СинонимыВ лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

3) Антонимы  У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

4) Описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

1) личные местоимения, притяжательные местоимения

1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

2) указательные местоимения (такой, тот, этот)

1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

3) местоимённые наречия (там, так,  тогда и  др.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

4) союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же  говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

5) частицы

6) вводные  слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

7) единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён Людовика XV  было  в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над  нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

8) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

 

Перейти к выполнению тренировочных упражнений по заданию 2 

 

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

 

 

Категория: Теория заданий ЕГЭ | Добавил: dragunkinvitaliy (07.01.2015)
Просмотров: 3804 | Теги: новый формат задания 2, егэ по русскому языку, задание 2 ЕГЭ по русскому языку
Всего комментариев: 0
avatar